Коворкинг на территории БЦ повысит привлекательность офисного объекта для арендаторов
По мнению Марии Онучиной, директора департамента управления объектами NAI Becar, ключевым трендом начала 2017 года можно считать увеличившийся интерес к коворкингам со стороны собственников действующих бизнес-центров. «Как показывают исследования, размещение оператора коворкинга на территории БЦ в разы повышает интерес арендаторов к самому офисному объекту. Связано это прежде всего с возможностью более эффективного использования своих площадей. К примеру, наличие коворкинга позволяет арендаторам экономить на аренде дополнительных площадей, выделяемых, в частности, для размещения переговорных и конференц-залов. Кроме того, благодаря коворкингам у компаний-арендаторов появляется возможность привлекать сотрудников на проектные работы, не беспокоясь, что тем не хватит места в офисе. Таким образом, развивая инфраструктурную составляющую объектов сегодня, собственники повышают их конкурентное преимущество в будущем», – отметила Онучина.
Эксперты, опрошенные «Московской перспективой», называют коворкинги одним из самых быстрорастущих секторов на рынке коммерческой недвижимости. Сегодня они привлекают не только фрилансеров и мини-команды, но и международные компании, стремящиеся к поиску инновационных бизнес-решений.
Успех этих пространств стал возможен благодаря гибким условиям оплаты, дополнительным услугам и резидентским привилегиям. В итоге аренда подобных помещений в среднем обходится на 50% дешевле традиционных офисов. К концу 2016 года в Москве было зарегистрировано 103 коворкинга. «Не секрет, что спрос на небольшие площади – до 100 метров – гораздо шире, нежели на большие помещения. Причем малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям интересна аренда 10–50 метров. При этом в большинстве действующих бизнес-центров класса А и В+ возможность сдачи «в мелкую нарезку» не предусмотрена. А вот большое помещение оборудовать под коворкинг – вполне реально», – сказал Андрей Ковалёв.
По мнению Эвелины Ишметовой, директора по консалтингу и развитию инвестиционной компании KEY CAPITAL, интерес к коворкингам наблюдается также из-за исключительно высокой вакансии на рынке офисных площадей. «Собственники ищут любую возможность, пытаются начать работать с мелкими арендаторами, научиться управлять коворкингами и т.п. в попытке хоть чем-то заполнить офисные помещения. В следующем квартале ситуация с вакансией снова ухудшится в связи с вводом новых объектов», – отметила она.